О рыбалке (не для рыбаков)

О рыбалке на Уде (не для рыбаков)...

Лето 1974 года, сдана вторая сессия, я уже точно студент ФТФ, гордость распирает грудь, получена летняя стипендия, что особенно щекочет самолюбие, готов свернуть горы не особенно упираясь…. Бродят мысли о том, как провести лето, как потратить гигантские (по тем временам, для меня) деньги…И тут вспоминаются рассказы Толяши Оленичева о том, как здорово сплавляться по горным, бурным рекам.Толяша Оленичев готовый ФТФшник, уже защитивший диплом, имеющий интересный опыт сплава на ДЕРЕВЯННЫХ плотах по горным рекам, благодаря их славной компании  в свое время был поднят по тревоге Забайкальский военный округ (по моему так он назывался, хотя могу и ошибаться). Бедные солдатики порядка месяца прочесывали забайкальскую тайгу, не подозревая, что пытаются найти отчаянную компанию студентов ФТФ, которая не имея достаточного опыта, не имея годных карт, померив линейкой расстояние от А до Б решила, что они офигенные сплавщики и за 10 (ну примерно) дней пройдут это расстояние на плоту. Расстояние по карте и на местности почему то сильно отличались, продукты кончились, сплав тоже закончился, юноши весьма одичали, и наконец поняли что заблудились….

Вот тут и помогла Советская армия, выловившая, накормившая и доставившая г-на Потанина и компанию под светлые очи папеньки, устроившего внеплановые учения…..

Вот коротенько исходные побудительные мотивы и финансовые основания….

Наконец и личное и общественное снаряжение собрано, в КСС (контрольно спасательная служба, по моему так это называлось ) все документы оформлены, мы бьем копытами….
Ну и поехали: Томск – Нижнеудинск – на паровозе доехали практически без проблем примерно за сутки. Далее нам нужно добраться в Алыкджер, в летнее время существую два пути — по воде и самолетом. Конечно мы выбираем самолет, не представляя с чем придется столкнуться. Добираемся в аэропорт Нижнеудинска, картина не радует, летают только АН-2, в зависимости от погоды, необходимости доставить груз, пассажирских рейсов летающих по расписанию нет, но погода хорошая, решаем ждать попутку… Наконец Ряба (наш капитан в этом походе, в миру Серега Рябов) подлетает к нам и с радостной рожей объявляет, что сегодня будет самолет и нашу группу может быть возьмут….

Нам показали самолет, Ряба заплатил за билеты и мы палимые солнцем и обдуваемые ветром премся с радостными личиками к АН-2 на посадку….. Но все оказалось не так то просто, самолет уже загружен двумя пакетами стекла, на вид, ну очень тяжелыми и очень не надежно закрепленными. Подходят пилоты 2 штуки, смотрят на нашу компанию и объясняют, что всех не возьмут, будет перегруз…. Мы в шоке, совещаемся, Ряба отряжает двоих, меня в том числе. Грузимся, усаживаемся, повторяем про себя задание: найти временное жилье в Алыкджере, поселиться, ждать прилета остальной группы, ждать хоть до зимы… До зимы – перспектива так себе, но надеемся, что прилетят раньше. Летим, погода пасмурная, болтает, болтает пачки стекла на растяжках от чего где то пониже желудка возникает холодок, наконец видна полоса аэродрома в Алыкджере, ну как аэропорта – какого то сарайчика и вроде полосы, беда в том, что полоса сверху кажется очень короткой, болтать начинает сильнее, харчи начинают проситься наружу, и в дополнение ко всему в конце полосы стоит здоровенная гора. Наш аэроплан резко ныряет вниз и направляется аккуратно в гору….. Зря я наверное пошел на эту Уду, мог бы еще пожить, причем это не преувеличение, потому что мы  летим строго в склон горы, похоже нам карачун…. Глаза я не закрывал, но как летуны прилепились к полосе я не понял, понял что выжили когда АН-2 затрясло по взлетке…..Пот тек по личику, по спине и груди, я на всякий случай проверил штаны, но обошлось….

Мы сели живыми, но вспотевшими, навьючили рюкзаки, узнали где находятся власти Алыкджера и по Первомайской, затем по Советской пошлепали к улице Новая. Местное население смотрело на нас крайне заинтересовано, интересовались кто такие, зачем приехали, надолго ли… Ребетня просила крючки, леску, и аркан (капроновая веревка 8-12 мм.), это мы выяснили позже.  Мальчишки показали “начальника”, кто он такой и чем управляет мы так и не поняли, но он сказал, что разместит нас в здании местного интерната, летом он пустует, воспитанники разъезжаются по домам. Человек оказался хороший, проводил к занию интерната, достал из кармана ключ, открыл интернат и спросил надолго ли мы…. Одним словом первая часть задания Рябы была выполнена, но это было только начало. Осталось, как нам казалось, самая малость – переночевать и встретить остальных ребят, но это только казалось: погода испортилась, на следующий день никто не прилетел, через день – тоже, одним словом остатки – ну или костяк, прилетели то ли на третий, то ли четвертый день. Время мы проводили между аэропортом и хлебным магазином в котором кроме хлеба продавалась и килька в томате, в наших рюкзаках к сожалению еды не оказалось финансы группы находились у Рябы, у нас были какие то копейки по краманам, на эти копейки мы и шиковали…. Наконец в аэропорту сказали что завтра ожидается АН-2, с утра мы были в порту и прислушивались, не летит ли аэроплан….

Наши ожидания увенчались успехом, вся группа в сборе, можно бы выходить на пешую часть маршрута. В Нижнеудинске ребята ели от пуза, но спали где придется и как придется. Еще на сутки задерживаемся в Алыкджере. Отъедаемся (мы) и отсыпаются остальные… Утром перекладываем рюкзаки и выходим на пешую часть. Пешая часть, это я потом понял, самая “веселая” часть всего похода. Рюкзак под 40 кг. а может и поболее, пот заливает лицо, комары и мошка делают свое гнусное дело, хорошо еще что есть практически хорошая тропа… И шлепать нам суток трое, по прикидкам Рябы. На привалах, правда, смотрю на местные красоты и понимаю, что может это все и не зря, тайга и горы не давят, а позволяют дышать полной грудью, особенно когда ты на рюкзаке, а не он на тебе. Организм после первого дня пешки утром категорически не хочет под рюкзак, да и мозг отчетливо тарахтит – это первый и последний раз, больше так издеваться на собой я тебе не позволю, все мышцы вместе и каждая в отдельности молят о пощаде, но от Рябы пощады на будет. Вторые сутки пешки, тайга все глуше и все красивее, воздух пьянит, горы и периодически появляющаяся река приносят успокоение и умиротворение (это конечно на отдыхе). Как то совсем далекими и не важными становятся городские и универские проблемы. После второй ночевки утром влазить под рюкзак чуть полегче, мышцы начинают втягиваться, но мозг по прежнему орет – в первый и последний раз, иначе прокляну… Во второй половине третьего дня публика начала скромно интересоваться сколько еще чапать, Ряба популярно просветил, что идем до тех пор, пока не встретим место с хорошей поляной у реки для лагеря и хорошим сухостоем для постройки плота. За весь третий день места такого не встретили, встали на ночлег. Утром вновь под рюкзаки, мышцы почти смирились и вся надежда осталась только на мозг, он по прежнему орал, какой я дурак, нафига так калечить себе жизнь и категорически настаивал, что это первый и последний раз, я ему уже не возражал… Тропа практически исчезла, мы забрались в глушь, утешала надежда, что Ряба все таки остановится…

Ближе к середине четвертых суток Ряба скомандовал – привал, и умелся, как нам казалось по своим малым или большим делам, но нет…… Минут через 30-40 Ряба появился с улыбкой шире лица и объявил, что пешая часть маршрута практически закончена. Общий вздох облегчения порвал тишину…. Минут через 20-30 мы спустились к реке на песчаный плес, Уда делала достаточно крутой поворот – это и было место для лагеря и стапеля…. Поставили палатки, выделили дежурных (ну как выделили) – перст Рябы – ты и ты сегодня костровые, остальные – на разведку.

И мы пошлепали (слава богу без рюкзаков, только с шанцевым инструментом) искать сухостой. Складывалось впечатление (исходя из поведения Рябы), что чем выше на сопку, тем лучше сухостой, а лесины надо еще спилить-срубить, ветки обрубить, вниз стащить. Часа через три мы взмолились, пора бы и пообедать…. Ряба сжалился  и велел брать каждому по самой красивой и длинной сухостоине и тащить ее к стапелю. Обед был давно готов, зато не обжигались… После обеда кэп (ну он же Ряба) был сама щедрость, объявив часовой послеобеденный перекур.

Ну а дальше – постройка рамы плота, работа приятная но долгая, зато не надо по горам скакать аки козел. До темноты раму полностью связать не успели, но и друг друга не поубивали, что уже хорошо… Следующее утро было наверное самым восхитительным за весь поход, позавтракав не нужно было вставать под рюкзаки, хотя мышцы уже были почти не против, мозг же кайфовал и молчал… Погода и природа были офигенные, мягкий шум реки, чистейший воздух, тайга вокруг, какое то щебетание птичек, даже комары немного угомонились, от реки тянул слабенький ветерок и их сносило. К обеду раму довязали, подгребицы установили и укрепили, переднюю и заднюю чалки привязали. Далее все просто: наконец то мы поедем на камерах от МАЗов и ЗИЛов, а не они на нас. Накачать камеры ручным насосом работа не трудная но длительная, на насосе периодически сменяем друг друга, но дело движется к спуску на воду, и это радует. Да, на соски камер одевается клистерная трубка, с загнутой третьей частью и крепко-накрепко перевязанная капроновой дратвой, это вместо золотника и колпачка, как на автомобиле. Делается это для того, чтобы не пораниться о сосок камеры. Описываю все это так подробно, потому что в дальнейшем это сыграет роковую роль в рыбалке.

Ближе к вечеру Ряба становится все более и более задумчивым и мы начинаем подозревать, что нас ждет или ждут некие сюрпризы, беспокоило это всех (ну кроме Рябы конечно) и существенно. Мы рассчитывали на плотный ужин под 30 грамм наркомовских за постройку и продолжительный и безмятежный сон, но мечты не всегда сбываются…. Внутренний голос был прав, после ужина и перекура Ряба с развеселым лицом предлагает заняться рыбалкой, да не простой, а на сплавную сеть (видимо собака где то вычитал перед походом). Возражать капитану – себе дороже и все тяжело вздохнув, склонив головы соглашаются, хотя были робкие попытки об утренней рыбалке, мол уже скоро потемнеет, на что Ряба возразил – вечерняя рыбалка не в пример уловистее… Между тем Ряба с изяществом фокусника извлек из своего рюкзака сеть, далее достал некую конструкцию из дощечек и нарек ее корабликом, связал из репшнура уздечку, прикрепил к кораблику один конец, а второй привязал к сети… Далее последовал рассказ, как же надо ловить  рыбу на такую снасть. Нас рассказ не впечатлил, потому как лодки у нас не было, ну а спускать на воду плот на ночь глядя – совсем безумство… Ряба же был неумолим, ничего, говорил он, один из команды оденет спас-жилет (это вместо лодки), ложится на камеру и впереди себя запускает кораблик, который как буксир вытягивает за собой сеть, сматывая ее с руки рыбака на камере. Затея сразу никому не понравилась, но капитан есть капитан, сказал будем рыбачить, значит будем рыбачить, не найдется доброволец – рыбак будет назначен приказам по полку… Пришлось прикинуться добровольцем, после чего Ряба отослал нашу даму следить за костром и готовиться к жарехе еще не пойманной рыбы, я же по настоянию Рябы разделся не, не до трусов, а включая трусы, для безопасности напялил пробковый спас-жилет, в правую руку взял сеть с корабликом и, слегка распростившись с ребятами и жизнью пошел рыбачить. Зашел в воду по колено, не смотря на лето вода в Уде была ледяная, но улегся на камеру и начал подгребать к середине, по началу получалось не очень, но потом струя подхватила и берег только замелькал…. Самое врем было заняться корабликом: отбросил его от себя на струю и он обгоняя камеру начал вытягивать за собой сеть, чему я не мешал, кораблик ушел вперед метров на 30, и все бы ничего, но занимаясь корабликом я как то упустил, что река разбивалась на два рукава, а между рукавами был остров… Речка поворачивала на лево и если меня снесет в левый рукав, то я буду отрезан от лагеря островом неизвестной длины, а дальше возможны другие рукава, одним словом перспектива – так себе… Конец сети обвязал вокруг камеры, чтобы грести обеими руками, молотил руками как пропеллерами, но кораблик, а за ним и сеть со мной ушла в левый рукав, паники пока не было, но холодок в район пупка появился… Ну а дальше открылась картина совсем уже не привлекательная: вся река и мой левый рукав поворачивал на лево, поэтому был легкий, как вначале показалось, навал на остров, а берег острова представлял собой “ежика” из полутопляка, оставшегося после половодья. Появлялась реальная перспектива сыграть роль куска шашлыка, нанизанного на шампур… Я начал лихорадочно сматывать сеть, что практически было не возможно, под животом что то зашипело, оказалось что я умудрился сетью сдернуть с соска затычку и это было совсем не кстати, камера медленно превращалась в груз, вместо сплав-средства… Мозг опять затрещал, я предупреждал, я возражал, я требовал… Осталась надежда на удачу и чуть-чуть на чудо…  С камерой творилось что то непонятное, кораблика видно не было а я, почему то пересекая струю, маятником начал приближаться к “ежику” и это совсем не радовало, последовал явный рывок и мы с камерой полетели на берег острова, жалко было меня, мог бы еще пожить, жалко было камеру, можно было еще надуть и заткнуть, но, видимо – не судьба… Чудеса тем не менее случаются, и это было именно оно: как то очень лихо меня на полуспущенной камере внесло в промежуток между двумя “шампурами”. И вот я на острове, на одной руке полупустая камера, на другой руке вместо 30-35 метров сети обрывок метра 2-3, уже прилично темно, ж..па голая, вода ледяная, хорошо хоть пробковый спас-жилет греет душу. Надо переходить остров,  перебираться через правый рукав Уды и идти к лагерю…

Казалось бы – чего проще: пересеку остров, в начале он метров 10-15 по ширине, переплыву правый рукав Уды и по берегу спокойненько иду к лагерю, благо уже стемнело и голая ж….па не особенно видна, да и нет никого…. Но это теория, островок я правда пересек, но на ногах, особенно на ступнях остались явные следы пыток, (асфальта не было), а вот острые сучки, скособоченные камни – это сколько угодно и в любых сочетаниях, но таки пересек….

Правый рукав не широкий, метров шесть – десять, но река поворачивает на лево и под правым берегом глубоко, очень быстро, нависают толи коряги, толи корни, одним словом есть карманы, куда не один труп поместится, а и весь наш экипаж….  Но двигаться нужно, очень медленно продвигаюсь к правому берегу, прошел примерно метра два – два с половиной, вода дошла до колен, поток сбивает с ног, дальше идти невозможно, а улететь  в карман под берегом – запросто… Вернулся, уселся на обливной камень, ступни уже ничего не чувствуют, хоть и лето – но Уда речка горная, холодная. Сижу на полуспущенной камере, но ноги – в воде и меня начинает потряхивать от холода, а огоньков на противоположном берегу по прежнему нет, и как то грустненько… И тут бабкин голос тихонько, но абсолютно внятно говорит – на ноги пописай, все теплее ногам будет… И  я на автомате писаю на ноги, действительно ноги немного отогрелись, и тут до меня доходит – КАКАЯ БАБУШКА,  я в тайге, на сто километров в округе нет никого, кроме нашей команды,но в команде у нас НЕТ МОЕЙ БАБУШКИ…       А бабушкин голос продолжает – подожди еще чуток, куда они денутся, должны скоро подойти, жди….

Сижу, жду:  водки перед рыбалкой не пил, в бога и чертовщину – не верил, мистикой никогда не увлекался, образование – нормальное, физическое, но голос то бабушки Антонины Самойловны слышал собственными ушами…… Мне уже седьмой десяток, а этот случай периодически всплывает в памяти, и, если бы это было не со мной – никогда бы никому не поверил…..
Их семью – Яков Егорыча, Антонину Самойловну и троих детей Сашу (моего отца), Галю и Володю сослали в Сибирь, в конечном итоге – в Петровск-Забайкальский, одну зиму они перезимовали под Челябинском, выжили случайно: Яков Егорыч из лоскутков кожи сшил сапоги, обменял на мешок картошки благодаря которой и не померли с голоду….. В 41 деда забрали на войну, как потом оказалось воевал он под Ленинградом, в декабре 41 погиб. Бабушке прислали извещение о том, что дед пропал без вести, и она до конца жизни не знала где и как он погиб…. Жизнь ее колотила нещадно, но более доброго человека я в жизни не встречал, очень любил ее….

И только благодаря поисковикам уже в 2018 году были найдены останки моего деда, место гибели и место перезахоронения.

И  действительно минут через 15-20 вдалеке по берегу замелькали огоньки фонарей… Я слегка подуспокоился, осталось – чуток: переправиться на правый берег, но уже с помощью ребят. Кричать – спасите-помогите – не получалось и я орал – эй, я здесь….. Наконец “спасатели” остановились напротив меня, Ряба как всегда был на высоте: командовал – разматывайте веревку, бросайте “конец”. Размотали, бросили, метрах в полутора от меня шлепнулся конец веревки и его мгновенно унесло течением, я и охнуть не успел… Бросали еще пару раз, пока Ряба не взял ситуацию в свои руки (в прямом смысле), т.е. взялся сам бросить веревку мне. А далее было так: не долетев сантиметров 50-70 упало два конца, и вся бухта ушла по течению, дальнейшие минут 5 воспроизвести нельзя, сплошные “пик-пик”. Я пригорюнился, понял, что до правого берега мне еще далековато… Благо догадались взять с собой топор (то ли меня добить то ли от зверья отбиваться), а на желанном берегу стояли молодые березки…  Ребятки нашли подходящую березку, срубили её и, ухватив втроем за комель перебросили на остров, но её, как и веревку снесло по течению, вторая попытка была успешной, березку перебросили не поперек струи а навстречу струе, с тем, чтобы у меня было время подготовиться к “нападению” на березу…. Ухватиться за березку получилось, прицепился намертво, не оторвешь и мужики потихоньку выволокли меня на берег. Вид у меня видимо был еще тот, единственное, что спросил Ряба – а сеть где, я показал правую руку, где было намотано метра два-три сети, это все,спросил Ряба, все – с гордостью сказал я… Мужики принесли одежду, вибрамы, и фляжку со спиртом, этого оказалось достаточно, чтобы мне почти прийти в себя, ну как мне – мне и Рябе, остальные были в пролете за веревку, хотя виноват то был Ряба…. К стапелю шли пешком, торопиться было некуда. Вот так и закончилась моя рыбалка на сплавную сеть, это была первая и последняя рыбалка такой снастью…